О фашизме

Фашизм, и прежде всего гитлеровский фашизм, оставил в памяти человечества страшный след. Одно только упоминание о фашизме немедленно вызывает ассоциации с мировой войной, с миллионами замученных и уничтоженных людей, с пытками и арестами, с полным или частичным запретом демократических свобод. В массовом общественном сознании фашизм – это не просто плохо, это ужасно. Отсюда происходит соблазн использовать слово «фашизм» в пропагандистских целях, прежде всего в качестве ярлыка, позволяющего опорочить политического противника.

Фашизм, таким образом, существует в общественном сознании в двух основных эпостасях: как научное понятие и как пропагандистский термин. Отсюда и двойственность в отношении этого термина: если революционные марксисты стремятся к научному пониманию фашизма, то оппортунисты и ревизионисты часто склоняются к эмоциональной эксплуатации этого понятия в узких целях политической борьбы.

Одним из примеров такой эксплуатации является выдвинутая одной из российских псевдокоммунистических партий теория «фашизма на экспорт». Суть этой теории в том, что империалисты США и других государств – членов НАТО, используя демократические ценности в своих странах, в то же время насаждают фашизм в своих марионеточных государствах, например, на Украине или в прибалтийских республиках. На деле такой подход направлен на оправдание и защиту российского и китайского империализма, которые изображаются как борцы с фашизмом. Такой подход очень удобен для того, чтобы в условиях империалистической войны, захватнической и грабительской с обеих сторон, встать на точку зрения своей национальной буржуазии. В качестве основания для такой спекуляции нередко используется пример СССР, заключившего союз с Великобританией и США для борьбы с гитлеровским фашизмом. При этом обычно закрывают глаза на то, что если в годы второй мировой войны СССР фактически использовал Великобританию и США для борьбы с гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, то сегодня, напротив, именно российский империализм использует таких псевдокоммунистических «союзников» для нагнетания великодержавного шовинизма, обеспечения «гражданского мира» с правящим режимом и откладывания революции до победы России над США.

В этой связи встаёт вопрос: должны ли современные коммунисты для борьбы с фашизмом вступать в союз с либеральной буржуазией?

Сторонники положительного ответа на этот вопрос любят ссылаться на тактику народных фронтов, проводимую Коминтерном во второй половине тридцатых годов XX века. В этой связи стоит заметить, что эта тактика дала далеко не однозначные результаты, которые до сих пор вызывают среди коммунистов острые споры. Но главное в том, что если тогда в рамках буржуазного класса существовал довольно влиятельный либеральный слой, то сегодня мировая буржуазия значительно изменилась. Капитализму всё труднее сохранять своё господство в рамках буржуазной демократии, что вызывает всемирный процесс фашизации и нарастания реакции. Партия Фараджа в Великобритании, национальный фронт (сегодня Национальное объединение) во Франции, партия Народной свободы в Австрии и др. активно заявляют свои притязания на политическое господство. Повсюду происходит вымывание так называемого «центра» и усиление левого и правого полюсов с явным пока преимуществом на стороне последнего.

Такая же фашизация происходит и в современной России. По мере усиления российского империализма так называемая либеральная оппозиция была лишена возможности участвовать в выборах, а лидер наиболее активной и проамериканской её части Алексей Навальный был осуждён и умер в заключении. После февраля 2022 г. российский империализм принял целый ряд так называемых «санитарных мер» (выражение одного из путинских чиновников), к числу которых относятся блокирование ряда социальных сетей, полное затыкание рта любой антивоенной оппозиции, преследование наиболее активных представителей антивоенного движение, небывалое нагнетание национальной ненависти и великодержавных фашистских идей философа Ивана Ильина и мракобеса Александра Дугина. Активно используется разжигание ненависти к приезжим трудовым мигрантам из стран Средней Азии и к представителям социальных меньшинств (ЛГБТ). В России стали появляться новые памятники Сталину, но это не коммунист Сталин, а сталин-державник и Сталин, обрушивший репрессии на «пятую колонну» и обеспечивший в годы войны «единство нации». Специальная резолюция об этом была принята на XIX съезде КПРФ.

Таким образом, за сто лет со времени Коминтерна буржуазия в главных империалистических странах существенно изменилась. Она стала более реакционной, более профашистской, более склонной к открытой террористической диктатуре. А из этого следует тот вывод, что сегодня уже нельзя бороться с фашизмом, не борясь с буржуазией.

Сегодня РКП(и) является единственной политической партией в РФ, которая закрепила этот вывод на уровне партийной Программы. В нашей Программе с полной определённостью сказано, что «Современные оппортунисты игнорируют как империалистический характер России XXI века, так и фашизацию российского империализма, замечая фашизм только в соседних государствах. Это порождает новую форму оппортунистического перехода на точку зрения национальной буржуазии и проповеди классового мира и государственного патриотизма под видом якобы антифашистского союза с национальной российской буржуазией. Такой «гражданский мир» представляет собой измену делу рабочего класса, так как в современных условиях борьба с фашизмом неотделима от борьбы с капитализмом и империализмом, прежде всего, в своей собственной стране. Любая проповедь временного классового мира со своей национальной буржуазией ради мнимой борьбы с фашизмом в других странах есть на деле отрицание классовой борьбы, вольное или невольное пособничество фашизму в своей собственной стране».

Это положение нашей Программы показывает, насколько серьёзна сегодня опасность фашизации, которая прямо и непосредственно связана и с опасностью третьей мировой войны. Мы не сектанты. Мы не отказываемся от активных действий с любыми антифашистскими силами. Но возврат к либеральному капитализму образца второй половины XX века более невозможен, а потому какими бы слабыми и малочисленными не были сегодня некоторые коммунистические организации, перед нами сегодня только два пути: либо назад к фашизму через усиление империалистической реакции и мракобесия, либо вперёд к социализму через революционно-демократические преобразования. Третьего не дано.

11 июля 2025 г.

Никита Заолёшенин