Положение Владимира Путина на переговорах с Дональдом Трампом уместно сравнить с позицией майора Платона Ковалёва из повести Николая Васильевича Гоголя «Нос», который волочился за дочерью штаб-офицершы Подточиной, не имея в то же время никакого желания на ней жениться. «.А на дочке все-таки не женюсь. — Думал он про себя. — Так просто, par amour, — изволь!». Вот так же и у Путина с Трампом этот самый par amour без каких-либо видимых последствий, хотя положение Путина много хуже, чем у майора Ковалёва.
С одной стороны, Путину нельзя отступать от прошлогодних «мирных» предложений, ведь после 30 октября 2024 г., когда четыре новых территории — ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области — были приняты в состав РФ, любые территориальные уступки Киеву будут нарушением 67-й статьи Конституции РФ, в соответствии с которой «любые действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
С другой же стороны, нужно замаскировать звериный оскал российского империализма хоть какой-то миролюбивой улыбкой, да к тому же держать всеми силами на плаву старика Трампа, поскольку это ослабляет позиции киевского режима.
У Дональда Трампа положение ничуть не лучше: с одной стороны, нужно всё время демонстрировать, что он-де не Байден какой-нибудь и умеет заключать сделки даже с Путиным, а, с другой — не допустить прямой и безоговорочной капитуляции Зеленского и его клики.
Тем самым оба империалиста не устают говорить о мире, возбуждая надежды среди уставших от этой войны людей, но чем больше они говорят о мире, тем дальше идёт война как на запад, так и на восток. По мере продвижения ВС РФ на запад дроны и ракеты СВУ всё дальше летают на восток, а потому с продвижением ВС РФ опасность для российских городов и населённых пунктов не сокращается, а, наоборот, возрастает.
На словах оба империалиста хотят мира, а на деле, как в том анекдоте, каждый из них ничего и никого не пожалеет ради мира, каждому нужен мир и притом желательно весь.
Вот потому-то оба они ведут сегодня колоссальный глобальный розыгрыш всего мира под грохот пушек и под звуки военных дронов. И только усталостью от этой бессмысленной и братоубийственной войны, только отчаянным желанием поверить во что угодно, только бы эта бойня поскорее закончилась, можно объяснить то, что этот империалистический розыгрыш пока удаётся.
А между тем Украина чем дальше, тем больше представляет собой тупик как для США и их европейских союзников, так и для РФ вообще и для гражданина Путина в частности. Этот последний вообще пошёл на проведение СВО исключительно в расчёте на маленькую победоносную войну. Когда же война из маленькой стала превращаться в большую, Путин сделал запоздалую попытку «соскочить», доказательством чему были стамбульские переговоры в марте 2022 года.
Те переговоры, как известно, были сорваны заграничными хозяевами Зеленского в расчёте на то, что вот этой самой СВО Путин поймал сам себя, т. е. угодил в такую ловушку, из которой его не стоит освобождать. И в какой-то мере эти хозяева Зеленского оказались правы: они заполучили двух новых членов НАТО (Финляндию и Швецию), они прибрали к рукам Молдавию и Армению с Азербайджаном, окончательно вытеснив российский империализм из Закавказья. Но главное — на волне антироссийской (не путать с русофобской!) пропаганды им удалось перезапустить свой военно-промышленный комплекс и мобилизовать его политическое лобби. Путин дал им всем прекрасный повод для того, чтобы демонизировать Россию и её президента лично, чтобы представить его чуть ли не Гитлером № 2, а под всю эту музыку посадить европейского налогоплательщика на голодный паёк под предлогом нового витка гонки вооружений. Развязав войну, Путин не только добил тем самым пророссийскую оппозицию на Украине — он запустил своего рода цепную реакцию, наиболее вероятным исходом которой является Третья мировая война.
При этом возникает вопрос: а была ли хоть какая-то альтернатива СВО? Или, может быть, Путину следовало, по мнению оппозиции, спокойно сидеть и наблюдать, как НАТО поставит свои ракеты на российской границе?
Напомним, что вообще агрессивные планы стран НАТО в отношении СССР длились далеко не один год. Было время, когда в конце пятидесятых годов прошлого века США разместили свои ракеты на территории Турции, что стало для СССР прямой и непосредственной военной угрозой. Но тогда даже Никита Хрущёв не стал, подобно Путину, нападать на Турцию. Вместо этого он подумал о том, как «запустить в штаны американцам нашего русского ежа», после чего советские ракеты появились на Кубе. Да, мир был тогда на грани ядерной войны, но страх перед ядерным ударом заставил тогда руководство США не только отказаться от прямой агрессии против Кубы, но и убрать ракеты из Турции.
Нам могут возразить, что то был СССР, а мы имеем дело с РФ, которую можно считать преемником СССР только по Конституции. И с этим трудно не согласиться. Но и в истории РФ был момент, когда молдавские националисты были готовы подавить Приднестровье военным путём. И тогда генерал Лебедь, не спрашивая разрешения у тогдашнего президента Ельцина, отдал приказ о вводе на территорию Приднестровья 11-й армии, после чего военный конфликт был крепко заморожен вплоть до самого последнего времени.
Напомним, что в 2014 году состоялось два референдума: первый — в Крыму, а второй — 11 мая был проведён в Донбассе. Оба эти референдума были спровоцированы государственным переворотом, в ходе которого американские марионетки и националисты фактически захватили власть в Киеве. Но если крымский референдум проводился при явном содействии РФ, то референдум в Донбассе был проведён исключительно местными силами. Соответственно и потом Крым был жёстко взят под военно-политический контроль, а вот Донбасс был обречён на противоборство с украинской армией. На глазах у Путина и его клики украинская армия в ходе так называемой антитеррористической операции (АТО) оккупировала почти половину Донбасса. За три летних месяца Украине отдали то, что еле-еле отвоевали за три года.
В тот момент часть российской оппозиции потребовала от Путина:
- признать Донбасс, Карабах и Приднестровье как самостоятельные государства;
- заключить с ними договор о сотрудничестве вплоть до сотрудничества военного;
- предоставить этим государствам безвозмездные кредиты с правом закупать и военные товары;
- в случае посягательств на территорию этих государств оказывать им с их согласия военную помощь.
В конце лета 2014 года положение Донбасса стало совсем плачевным, и тогда РФ всё-таки вмешалась. Но вмешалась крайне противоречивым образом: вместо военного поражения необандеровцев Путин избрал тогда путь переговоров с киевским режимом. В ходе минских соглашений путинские чиновники заставили руководителей ДНР и ЛНР признать свои республики частью Украины и даже согласиться передать киевскому режиму контроль над границей, если только киевские необандеровцы соизволят предоставить ЛДНР хоть какую-нибудь, хоть самую куцую автономию. При этом с самого начала было ясно, что в этом последнем пункте минские соглашения невыполнимы ни с одной, ни с другой стороны. Тем не менее оба режима продолжали играть в переговорный процесс, вполне удовлетворённые тем, что хоть стрелять стали меньше. Впоследствии Путин нагло врал, что будто бы «нас обманули», хотя при тех средствах, которые тратились на разведку, трудно было не заметить массового строительства укреплений на подконтрольных киевскому режиму территориях.
Вышло так, что гражданин Путин В.В., ставший в третий и четвёртый раз президентом РФ, оказался глупее не только Никиты Хрущёва, но и генерала Лебедя. Да, одной рукой он помогал Донбассу держаться на плаву, а другой — делал вид, будто бы переговорный процесс продолжается.
Вся эта комедия тянулась до декабря 2020 года, когда российский империализм оказался перед реальной опасностью полной потери Украины. И только тогда Путин вспомнил, наконец, про Донбасс и на встрече с тогдашним канцлером Германии Улафом Шольцем произнёс некое волшебное слово, которым в конце прошлого века США развязали себе руки для агрессии стран НАТО против Югославии. И слово это было «геноцид».
Да, жертвы среди мирного населения Донбасса безусловно были. Но Путин вспомнил про геноцид именно тогда, когда число этих самых жертв было минимально. И это не случайно, поскольку дело уже шло не об освобождении Донбасса, а о демилитаризации и денацификации самой Украины. Цель эта была и остаётся весьма сомнительной и неясной, а потому у Путина был большой соблазн прикрыть интервенцию российского империализма освобождением Донбасса.
Однако на этот раз Путин явно не рассчитал. Украина оказалась довольно крепким орешком, а экономическая война на истощение России санкциями не прошла даром. В российском бюджете оказались явные дыры, в российской армии нарастают разочарование и усталость, а вся российская политическая система устроила из СВО такое тащилово, такую чёрную дыру, что случаев казнокрадства и коррупции хватит на десять лет вперёд.
И вот тут надо бы эту войну/СВО ну хоть как-нибудь закончить. Но, во-первых, для этого нужен хоть какой-то повод, чтобы заявить о победе. А, во-вторых, нужно как-то уговорить и саму Украину вместе с её зарубежными хозяевами.
Летом прошлого года позиция Путина в этой связи изменилась: речь уже не шла об «освобождении» всей территории Украины, а только о четырёх вышеупомянутых территориях, которые до сих пор находятся под частичным контролем Киева. Что же до демилитаризации, то эта задача была объявлена решённой — со ссылкой на несколько разрушенных военных заводов. А денацификация оказалась вполне достижимой путём формального роспуска наиболее отъявленных националистических формирований и некоторых других административных мер.
Но тут-то и обозначился путинский тупик. Он заключается в том, что, с одной стороны, РФ всё труднее вести войну на Украине в условиях экономической войны с 55-ю «недружественными государствами», а, с другой — более чем за три года СВО Путин поднял в РФ такую волну великодержавного шовинизма, которая грозит накрыть любого ответственного за примирение с «проклятым Западом». Да, армия устала от войны, но она не простит, если война окончится видимостью мира. А тут ещё Дональд Трамп, жаждущий получить Нобелевскую премию мира. Вот и пляши между явным договорняком с американским империализмом и выполнением своих собственных обещаний.
Великий русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин изобразил в «Истории одного города» губернатора?, который «обещал большие кровопролития, а ограничился тем, что чижика съел». В отличие от этого градоначальника города Глупова Путин учинил очень даже приличное кровопролитие, а вот результат тот же. Да, ему удалось подморозить Россию и в очередной раз оседлать великодержавные и псевдопатриотические чувства миллионов людей. Но этот обман может продолжаться лишь до тех пор, пока СВО идёт и те, кто проливает кровь на фронте, а также те, кто для этого фронта ничего не жалеют, искренне верят, что все их жертвы приносятся ради полной и безоговорочной капитуляции Украины. Если же такой капитуляции не последует, то национальный обман станет очевиден, а политическое банкротство неизбежным. Вот потому-то Путин просто обречён на то, чтобы дурачить весь мир видимостью переговоров.
Положение Трампа не лучше. Он дал столько обещаний закончить войну на Украине очередной сделкой, что теперь не может выйти из игры, не теряя своего политического лица. При этом сам он, может, и не пожалел бы для этого Украину, «страну далёкую, чужую», да тут ещё союзники по НАТО мешают, да и украинские марионетки стали проявлять небывалую строптивость. Вот и приходится этому бедному 80-летнему старику подыгрывать Путину, делая вид, что сделка вот-вот состоится. И нет у него иного выбора, кроме этой крайне сомнительной и грязной игры, прикрытой сочувствием к жертвам войны.
Что же из этого следует?
Из этого следует то, что правящие классы РФ, Китая, США и стран НАТО никакого мира народам не дадут и в принципе дать не могут. Не могут, потому что США и государства ЕС явно слабеют, КНР становится сильнее, а в союзе с РФ — ещё и опаснее. В самой РФ империалисты давно добиваются от США своей доли мирового господства, права на военное насилие и экономическое давление. Наряду с этим возник целый ряд государств, таких как Индия, которые хотели бы лавировать между сильными мира сего к своей собственной выгоде под знаком построения «монополярного мира». При всём трагизме и всей преступности СВО самое страшное последствие этой кровавой авантюры в том, что она открыла ящик Пандоры. Теперь руки военно-промышленного комплекса и его лобби развязаны, опасность российской агрессии стала очевидной. А это значит, что теперь никакая оппозиция не сможет сопротивляться росту военных расходов и военных приготовлений, тотальной милитаризации и нагнетанию антироссийских настроений.
Из этого неизбежно следует то, что нельзя добиться сколько-нибудь прочного мира, не отстраняя от власти воинствующих империалистов, ответственных за разжигание и эскалацию войны на Украине. Мир сегодня поставлен перед неизбежным выбором: либо настоящая Третья мировая, либо решительные революционные перемены. Нельзя остановить войну, не свергая власть того класса, который её развязал и который уже более трёх лет заставляет сотни тысяч мужчин и женщин уничтожать друг друга самыми современными видами оружия.
Первая и Вторая мировые войны заканчивались решительной победой одной коалиции над другой, что обеспечивало некоторую мирную передышку. Война на Украине, напротив, при любом своём исходе приведёт не к победе, а к обострению напряжённости. Если Украина падёт к ногам России, то для стран НАТО это послужит лишь основанием для того, чтобы удвоить, утроить и удесятерить военные приготовления в предвкушении реванша. Если же Путину придётся пойти на сделку с Трампом, то и это будет использовано обеими сторонами для усиления реакции и милитаризации всей общественной жизни.
На глазах всего мира восьмидесятилетний американский старик и засидевшийся в президентах агент КГБ решают на своих закрытых переговорах судьбы народов России и Украины. Все договорённости заключаются в тайне и за нашей спиной, что ставит под вопрос любую сделку, какой бы она ни была.
Только сами народы России и Украины, освободившись от раковой опухоли своих правителей, могут выработать справедливый и демократический мир без аннексий и контрибуций. Правящие империалисты и их националистические подпевалы не способны на это в принципе. А потому нет и не может быть иного пути к миру кроме новой антиимпериалистической революции.
Сегодня такая революция может показаться утопией, но и Октябрьская революция казалась даже некоторым социал-демократам вредной утопией в начале 1917 года сразу после свержения самодержавия. Прологом такой революции может быть широкое антивоенное движение, выступающее как против российско-китайских империалистов, так и против империалистов стран НАТО. Да, такое движение не поддержат ни Трамп, ни Путин, но оно найдёт поддержку у миллионов прогрессивных людей, если они увидят на Украине и в РФ реальную альтернативу Третьей мировой войне. А денацификация и демилитаризация возможны лишь в том случае, если они будут проведены не только на Украине, но и в РФ, а также в целом ряде стран Запада, где сегодня с новой силой расцветают реваншистские настроения.
Мир возможен, но возможность эта не в заигрывании Путина с Трампом и даже не в победе одной стороны над другой, а в создании единой российско-украинской силы, выступающей против «своего» империализма и национализма. Такая сила сегодня формируется. Пройдёт совсем немного времени и люди поймут, что главным событием 2025 годабыл не спектакль Путина и Трампа, а формирование этой самой силы, единственно способной предотвратить Третью мировую войну.
Никита Заолешенин
16 августа 2025 г.