Право на доступное и бесплатное среднее образование провозглашено в статье 43 Конституции РФ. В той же статье сказано, что граждане вправе бесплатно получить образование высшее… Как это право осуществляется в капиталистической России? Вспомним, что такое капитализм. Согласно словарю С.И.Ожегова, капитализм – это строй, где «…средства производства являются частной собственностью класса капиталистов, эксплуатирующих труд наёмных рабочих для извлечения прибыли».
При капитализме наёмные работники не просто трудятся, но приносят прибыль правящему классу. Прибыль – главное. Прочие результаты, – включая качество образования, – правящему классу мало интересны. Государство, как аппарат правящего класса, следит, чтобы действенной была эксплуатация, а не провозглашённые права. Даже там, где по мнению граждан, превалировать должны интересы общенародные, – то есть в медицине, образовании, экологии, в любой отрасли – деньги на первом месте. Прибыль – это разность между доходами и расходами. Прибыль растёт, когда доходы увеличиваются, а издержки падают (или, как сейчас говорят, «оптимизируются»). «Оптимизация» – любимое словцо капиталистов. В большинстве случаев «оптимизация» – это грабёж работников.
Капитализм процветает. Об этом говорит список миллиардеров журнала «Форбс», регулярно пополняемый деловыми русичами. В списке 146 представителей РФ. Напротив фамилий стоят суммы капиталов. С каждым годом увеличиваются как миллиардные состояния, так и количество самих миллиардеров. Понятно, что богачам доступно любое образование. Там, где деньги решают всё, проблем у данной группы населения нет.
А что с высшим образованием у тех, чьим трудом создаётся прибыль? Доступно ли оно людям обычным?
На заре российского «капка», в «святые» 90-е, сподвижников Ельцина беспокоило, что людей с высшим образованием слишком много: «Нам (буржуинам – прим. авт.) эта армия ни к чему!». В 2010 году неудовольствие выражал президент Медведев, осудив «перекос» в сторону высшего образования. Профессор МГИМО, телеведущий программы для школьников «Умники и умницы» Юрий Вяземский проявлял озабоченность. В интервью NEWS.ru (2021г.) сказал: «России не нужно такое «дикое число» людей с высшим образованием». Многие авторитеты высказались в том же ключе (министры Сергей Иванов, Дмитрий Ливанов, олигарх Прохоров и др.)
Сейчас с подачи Валентины Матвиенко, прием студентов из регионов в московские вузы ограничен. Неравенство узаконено. В региональных вузах количество бюджетных мест сильно снижено. Без льгот, даже со ста баллами ЕГЭ, в вуз ребенку из простой семьи не пробиться.
Полным ходом идёт «оптимизация» среднего профессионального образования. Меньше стало учебных предметов, учебных часов. Сокращен срок обучения по ряду основных профессий . Многие ученики заканчивают колледж несовершеннолетними, и их не берут на работу. Работодатели не спешат трудоустроить несовершеннолетних официально. Нанимают без зачисления в штат, без оформления бумаг, без гарантий. Догадайтесь, кому это (безобразие) выгодно?
Дурно организовано и школьное образование. В обычной школе главный ориентир – Федеральный государственный общеобразовательный стандарт. Этот документ (ФГОС) не ставит целью «уяснение научной картины мира», или «обучение основам научных знаний». Цель иная, – «всестороннее развитие личности обучающихся, формирование у них компетенций, необходимых для жизни в современном обществе». Что такое «всестороннее развитие личности» – не разъяснено. Про «компетенции» сказано глухо. «Воды и тумана» в официальном документе, – хоть отбавляй.
Никаких гарантий того, что ребенок получит действительно полезные знания, – хоть о природе, хоть об обществе, – во ФГОСе нет.
Образование – необходимая, вечная ценность, такая же, как крепкое здоровье, хорошее питание, свежая вода и чистый воздух. Без света ученья – нет ясного ви́дения мира, кругозор сужен. Человек, не впитавший с детства основы знаний, развивается уродливо, словно чахлое растение на свалке бетонных блоков. Но власть имущих проблема образования не беспокоит, так как не касается прибылей текущего момента. Невелика беда, если работник не читал Чехова и Толстого, не интересуется историей, путанно судит о справедливости. Для нудной работы под надзором начальника, это ни к чему…
А для получения кредита не нужны интегралы и логарифмы. «Грамотному потребителю» достаточно турецких сериалов. Капиталисты снисходительны к «однобоким», погружённым в личные нужды персонам. Индивидуалистами легче помыкать, они – каждый за себя. Им не придёт на ум менять сложившийся порядок. Спасаясь от безденежья и долгов, индивидуалист не бастует, а идёт воевать в надежде на обещанное вознаграждение.
Индивидуализм порождает спесь и отсутствие умения договариваться, различать главное и второстепенное. Разобщённые люди конфликтуют по мелочам, раздувая мух до размеров слона.
Причины бед остаются для них скрытыми.
Родители обвиняют учителей: «Плохо учите!»; учителя стыдят родителей: «Плохо воспитываете!». Подрастающему поколению от подобных препирательств проку нет. Ждать пользы можно от усилий общих – против чиновничьего произвола и пресловутой «оптимизации». Надо бы родителям и учителям вместе проявлять солидарность: спасать опальных, но толковых педагогов от увольнения; защищать школу – от сомнительных методик и никчемных нагрузок с броскими названиями: «Семьеведение», «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты».
Пора уж мракобесам от образования считаться с волей людей. Пора нам пресекать вечную дойку денег: из родителей, из бюджета, и из учителей, принуждаемых к сверхурочной работе в ущерб делу.
Типичный случай. В министерстве образования Краснодарского края вздумали создать группы продлённого дня для начальных классов. Если судить с кондачка, намерение благородное: с 14 до 17 часов ребята будут под присмотром, да ещё получат помощь в домашних заданиях. Спрашивается: из каких ресурсов создадут «продлёнку»? Тайна сия велика есть! Чиновники проявили громогласную заботу о детях. Прокукарекали, а там хоть не рассветай. Реализовать благородную идею должны другие. За здорово живёшь. Ставка учителя-воспитателя во многих школах не предусматривается. Учителей угрозами принуждают к сверхурочной практически бесплатной работе. После шести уроков основной смены учитель будет работать три часа в группе продлённого дня. Просидит в школе весь день. А ведь учителю надо готовиться к завтрашним урокам, тетради проверять, выполнять работу классного руководителя, готовить отдельные задания для детей с особыми возможностями здоровья, которые есть в каждом классе, многие учителя ведут не одну ставку.
Чиновников это не волнует, они пишут отчёт в вышестоящую инстанцию: «Меры для поднятия рождаемости в регионе, во исполнение воли любимого начальства, с энтузиазмом приняты!»
Между тем, учитель имеет собственных детей. И семью. Обязанности «пред чады и домочадцы» с учителя никто не снимал. Какие такие знания замученный учитель, – лишённый права на сон, чтение книг и самообразование, – может дать ученикам? Не порождает ли оптимизация халтуру? Кому такая оптимизация выгодна?
Учителя гробят здоровье, ученики и родители получают халтуру. Кто ж выгодополучатель?
Оптимизация сводится к снижению издержек, – за счёт дарового труда и потери качества преподавания. Оптимизация ради прибыли. Выгоду получат те, чья прибыль. В словаре Ожегова сказано, как эти господа называются. Зарубежные наставники, на которых равнялись Гайдар и Чубайс, говорят: «Ничего личного, просто бизнес!» Но нас, людей труда, такие пояснения не радуют. Мы будем рады лишь тогда, когда учителя и родители вместе скажут «Нет антинародным оптимизациям!».
Учителя и родители – люди трудящиеся. Мы и есть тот народ, который не на словах, а на деле заинтересован в качественном образовании детей.
Не прибыль – олигархам, а полезные знания – всем!
Учимся действовать вместе!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Рабочий корреспондент ОСА