Как известно, ряд коммунистических организаций России в 2022 году потерпели идейный крах, перейдя с позиций пролетарского интернационализма на позиции
Смысл данной теории в том, чтобы обозвать империалистические державы — конкурентов «своего» капитала — фашистами, а «свои» капиталистические государства представить как «более хорошие» и даже «антифашистские».
Как видим, наши
В частности, еще в 2014 году было опубликовано письмо ЦК РКРП, в котором отстаивалась теория фашизма на экспорт и велась полемика с её противниками. Недавно РКРП снова подтвердила свою приверженность теории «фашизма на экспорт».Приведенное в первой статье определение —
«Фашизм на экспорт — это неприкрытая, игнорирующая законы и нормы международного права террористическая империалистическая политика насилия и кровавого решения вопросов обеспечения интересов мирового империализма, ядром которого выступает финансовый капитал»
— дословно совпадает с определением
Но эта формула относится к внутренней политике, что видно, в том числе, и из фразы про «особую форму классового господства буржуазии». Конечно, внутренняя и внешняя политика взаимосвязаны, но фашизм по своей сути — это явление именно внутренней политики, классовой борьбы буржуазии против пролетариата. Фашизм у власти — это особая форма политической надстройки буржуазного общества, отличная от другой формы — буржуазной демократии. Буржуазия прибегает к фашизму для сохранения своего господства, когда
Почему теория «фашизма на экспорт» несостоятельна и вредна?
Взять, например, ту же агрессию против Ливии, о которой говорится в статье РКРП. Все порядочные люди были глубоко возмущены этим преступлением империализма. Тем не менее это обычная завоевательная война. Более того, как поступили бы капиталисты лет двести назад, или настоящие фашисты? Они просто вторглись бы со своими войсками в Ливию и всех бы перебили. А тут империалисты США, Англии и Франции организовали мятеж против ливийского правительства, дипломатическим давлением заставили Каддафи отказаться от возможности быстрого подавления этого мятежа, вооружили и обучили мятежников и действовали их руками. Когда же возникла необходимость прямой военной поддержки мятежников авиацией НАТО, западные империалисты получили согласие Совета Безопасности ООН на введение «бесполётной зоны» (в том числе, не воспользовавшись правом вето, дали зеленый свет агрессорам Россия и Китай). И затем не оккупировали Ливию и не включили «в состав Рейха», а создали там марионеточное правительство.
То есть, даже если исходить из глупой аналогии между внутренней и внешней политикой, лежащей в основе теории «фашизма на экспорт», они действовали как раз скорее в духе буржуазной демократии (когда классовое насилие со стороны капитала более замаскировано), чем фашизма. Надо сказать, кстати, что российская буржуазия, с точки зрения юридического и демократического оформления своей специальной операции, сработала куда менее тонко.
В целом, нельзя делать вывод о фашизме или
Упорные поиски «фашизма» в других империалистических странах могут привести только к излишней демонизации американского и вообще западного империализма и к выводу, что всегда надо поддерживать «своих» империалистов и их китайских, иранских и др. союзников против западных.
«Самого тщательного рассмотрения заслуживает вопрос: а не делим ли мы империалистические страны на „плохие“ („фашистские“, „неофашистские“) и „хорошие“? К тому же призыв к формированию „антифашистских фронтов“, якобы в бесклассовом направлении со всеми „прогрессивными и честными людьми“, по мнению ряда товарищей, весьма похож на антиамериканскую пропаганду, которую можно услышать от многих оппортунистов, начиная от адептов Чавеса и кончая пропутинскими агитаторами в России. Не опасна ли такая позиция для коммунистического движения и рабочего класса
из-за создания путаницы при формировании линии якобы „оздоровления“ империализма путем отмежевания от „фашистских сил“? Не звучит ли здесь призыв к объединению с другими силами, не имеющими никакого отношения к делу социализма? Не возникает ли по существу, во имя борьбы с фашизмом риск укрепления сил, поддерживающих сотрудничество с оппортунизмом,социал-демократией , с частями буржуазного класса? Не открывает ли это путь для выбора не самого плохого империалиста? То есть, в случае регионального или тотального военного конфликта, коммунистическое движение что, должно будет поддержать конкретные империалистические державы, во имя того, что другие являются „фашистскими“?»
В статье эти опасения называются необоснованными. Но при этом приводятся примеры, когда СССР вступил в союз с империалистами США и Англии против германского фашизма. Уже из этой аналогии видно, что опасения критиков небезосновательны. Одно дело, когда существует пролетарское, социалистическое государство и оно использует противоречия между капиталистами для своего собственного сохранения. А совсем другое, когда социалистического государства в России нет, а русским коммунистам могут предложить поддержать буржуазное российское государство. Собственно, события 2022 года показали полную справедливость опасений критиков экспортной теории.
И наконец, современном империализму действительно свойственны фашистские тенденции, но
В целом, теория «фашизма на экспорт» могла привести только к теоретической и практической дезориентации коммунистов и их сторонников. И к поддержке своего буржуазного правительства. К чему, собственно, РКРП и пришла.
Автор: Алексей Шмагирев