21 июля 2025 года Центральный суд г. Новосибирска признал члена ЦК РКП(и) Сергея Крупенько виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ о «дискредитации», и оштрафовал его на 30 000 рублей.
Дело связано с выступлением С. Крупенько 1 мая на митинге в Новосибирске, который проходил под лозунгом «Мир — народам! Да — братству рабочих!».
Как следует из материалов дела, инициатива исходила не от органов полиции, а от Управления ФСБ по Новосибирской области, которое еще в конце мая заказало проведение лингвистической экспертизы выступления С. Крупенько в местном АНО «Центр экспертиз».
В «Заключении специалиста» за подписью «специалиста» И. И. Саженина указано, что ему была поставлена задача ответить на вопрос, имеется ли в тексте выступления «негативная информация о Вооруженных силах РФ, ее подразделениях или военнослужащих», тогда как в статье 20.3.3 КоАП РФ речь идет о «действиях, направленных на дискредитацию использования ВС РФ…».
Специалист обнаружил упоминание ВС РФ во фрагменте, который и вошел в постановление прокурора о возбуждении административного производства:
«По сути сегодня мы наблюдаем ту самую фашизацию политического режима, о которой говорят много с трибун представители власти, но они обычно указывают в другую сторону, туда, на Запад. Там фашисты, а здесь в России у нас буржуазная демократия.
Но мы смотрим, оглядываемся вокруг и видим, а чей же это любимый философ Иван Ильин, идеолог русского фашизма? Уж не нашего ли Президента? Мы оглядываемся и видим, а кто же это разжигает национальную ненависть за бюджетные деньги? Уж не та ли Ридовка, которая не просто националистическая, а уже настоящая нацистская? Мы смотрим, а кто же это сражается в рядах вооруженных сил России? Уж не некие русские фашисты, с наколками в виде свастики в том числе?».
Из последнего предложения «специалист» делает вывод:
«О предмете речи сообщается, что в составе Вооруженных сил имеются лица, разделяющие нацистскую идеологию, имеющие в качестве татуировок символику Нацистской Германии. Данная информация является негативной, поскольку следования идеалам национал-социализма является частью концепта „нарушения закона“, противоречит целям проводимой Специальной военной операции».
В ходе заседания Сергей Крупенько и адвокат Василий Дубков, обращали внимание судьи на явные нестыковки. Например, в законе речь идет не о негативной информации о Вооруженных силах, а об «использовании» ВС. В данном фрагменте выступления вообще не упоминаются ни «нацисты», ни «нацистская свастика» (свастика бывает разная), а «специалист» приводит эти термины в качестве определяющих.
Обосновывая отсутствие умысла на дискредитацию ВС РФ, защитник утверждал, что высказывание С.Крупенько основано на общеизвестной и общедоступной информации, размещенной в интернете. В подтверждение С. Крупенько сослался на известное интервью лидера так называемой ДШРГ «Русич» Алексея Мильчакова, который публично и неоднократно в этом интервью И. Просвирнину заявил «Я — нацист». В общем, несмотря на аргументы, касающиеся фактуры и процедуры, несмотря на предложение вызвать в суд «специалиста» И. Саженина и поручить проведение не просто «лингвистической», а «психолого-лингвистической» экспертизы, как того требуют методички Минюста РФ, судья А. Малахов принял обвинительное решение.
Решение еще не вступило в силу. После получения решения на руки, есть 10 дней для обжалования в областную инстанцию. Правда, как показывает опыт двух предыдущих дел С. Крупенько о «дискредитации» в 2023 году, решение областного суда почти очевидно.
Это дело в очередной раз показало, что судебная система в России сегодня выполняет не функцию Правосудия, а реализует политический заказ. Но в данном случае возникают очевидные вопросы. Если С. Крупенько и другие неравнодушные граждане попадают «в поле зрения» ФСБ и прокуратуры, то попадают ли в это «поле зрения» фашисты и нацисты, подобные Мильчакову? Впрочем, это вопрос риторический.